Со временем все в квартире ветшает: полы, двери и даже подоконники. А поскольку именно подоконники всегда прекрасно освещены, их неказистость бросается в глаза. Несмотря на недавно вставленные рамы со стеклопакетами. Однако ничего не стоит привести подоконники в порядок. Вам даже менять их не придется.
Никому не придет в голову считать подоконник самым важным предметом интерьера. Другое дело - шкаф, отделанный под орех, гравюра не стене или старинный стол. Любой из них может быть объектом хозяйской гордости и особой любви, бережной заботы и внимания. А подоконники - это так, «золушки» жилого интерьера. Они тихо и незаметно трудятся, давая приют сонму цветочных вазонов. Время от времени они принимают на свои плечи груз самых неожиданных вещей. Бывает, что некуда положить очки или поставить открытую бутылку пива. То вдруг кажется, что на подоконнике будет великолепно смотреться букет цветов. В любом случае скромные труженики интерьера стараются хорошо исполнять свои основные обязанности - «светить всегда, светить везде». Да-да, не удивляйтесь. Когда солнце находится низко, освещение комнаты зависит от величины окна, так как помещение освещается его прямыми лучами. Если же солнце в зените, в комнату попадает только то количество света, которое отразит ваш подоконник, размеры окна света не прибавят. Вспомните: старая, правильно построенная церковь всегда хорошо освещена внутри, несмотря на узкие окна-бойницы. А почему? Да потому, что ее метровой толщины стены предполагают подоконники такой же ширины - метровые. Большой подоконник - и любое помещение полно света! Именно поэтому подоконники обычно красят в белый цвет. И не спешите заполнять их вещами - каждый вазон, каждый предмет, поставленный у окна, с роковой неизбежностью отбирает свет у вашей комнаты.

Однако стареют все, даже золушки. Проходит время - и для подоконника, как всегда неожиданно, часы бьют 12 раз. Ослепительно белый «золушкин» наряд сереет, покрывается старческими трещинами и наглыми пузырями, неряшливыми пятнами когда-то пролитых на него кислот и щелочей. А сколько раз вы ловили себя на мысли, что подоконник мог бы быть и шире! Короче говоря, подоконник надо менять. На белый и широкий. На такой, чтобы он соответствовал недавно установленному металло-пластиковому оконному блоку - современному, удобному, красивому. Но если подумать, ведь это неподъемный объем работы - снять старый подоконник и поставить вместо него новый. Да и стоит это недешево. А что если очистить старый от краски, покрасить заново, а затем отшлифовать? Но опыт подсказывает: во-первых, это страшно пыльный, утомительный и неблагодарный труд. А во-вторых, вручную никогда не добиться приличного качества поверхности. Здесь необходима шлифмашинка. Мы подскажем, что делать. Это будет просто, конструктивно и надежно. Конечно, старую краску с подоконника снять все-таки придется. Но это ведь не утомительная шлифовка.
Зато потом останется выбрать, какой из предложенных нами вариантов - быстрый или умный - вам подходит. Тем более что технология одна и та же: снятие потрескавшейся краски и наклеивание на старый подоконник плиты из МДФ. Вы спрашиваете, что такое МДФ? Извольте!
ДСП - древесностружечная плита, изготовленная из отходов деревообработки путем их запекания с термореактивной смолой. Имеет грубую поверхность и невысокий коэффициент прочности. Зато легко обрабатывается и недорога в производстве. Будучи покрыта шпоном дорогостоящих пород дерева или бумажно-пластиковыми пленками, является основным материалом для производства мебели.
МДФ - древесностружечная плита с мелкими древесными фракциями. Изготовляется по той же технологии, что и ДСП, однако поверхность имеет мелкозернистую. Обрабатывать ее так же легко, но стоит она дороже. Практически вся МДФ ламинирована либо пластиком, либо шпоном дорогих пород дерева. Мебель, сделанная из МДФ, очень хорошо смотрится.
Итак, новый подоконник мы сделаем из МДФ. Но вначале очистим старый.
Обдирка. Старая краска снимается шпателем. Для облегчения этого процесса желательно использовать воздуходувку (или как ее часто называют, фен). Струя горячего воздуха поможет размягчить краску, сделает ее эластичной, не крошащейся под шпателем. Направлять струю рациональнее всего на полоску краски, которая в данный момент подвергается обдиранию. Фен нужно держать близко к обдираемой поверхности, чтобы в струю горячего воздуха попадало как можно меньше холодного воздуха помещения. Однако при работе с профессиональным строительным феном нужно быть внимательным: если струя достаточно горяча, неосторожным движением можно обжечь руку со шпателем.
Все работы с использованием фена необходимо производить в хорошо проветриваемом помещении. Наклеивание на старый подоконник плиты из МДФ или ДСП - тоже процесс достаточно простой. Поскольку никаким боковым воздействиям или нагрузкам «на отрыв» приклеенная плита подвергаться не будет, вполне подойдет универсальный клей. Можно использовать «жидкие гвозди». Естественно, поверхность старого подоконника после обдирки окажется неровной. Наносить клей следует равномерно, стараясь заполнить в первую очередь трещины и выемки.
К вопросу о клее. При наклейке облицовочной панели можно использовать и другие клеи, например ПВА. Но ПВА гигроскопичен, и хотя под окном находится радиатор, однако же дождь за окном поздней весной, летом или ранней осенью, когда еще не включено отопление, может печально отразиться на «самочувствии» вашего подоконника.
К вопросу о толщине. При наклейке на подоконник облицовочной панели обязательно встанет вопрос о ее толщине. Ведь окно, какого бы устройства оно ни было - обычное деревянное или металлопластиковое, - должно открываться внутрь, причем беспрепятственно. Для облицовки вполне подойдет плита толщиной 9 мм. Но если позволяет высота открывающейся створки окна, можно воспользоваться и МДФ толщиной до 19 мм. Итак, старую краску вы уже ободрали, клеем запаслись. Пришло время выбора. На каком же конструктивном варианте остановиться? Первый вариант - самый быстрый - вообще не предполагает наличия новой облицовочной панели. Поэтому он не только быстр, но и дешев. Ободранную поверхность старого подоконника можно просто засыпать гранитной или мраморной крошкой, гравием или морской галькой. Для этой цели подойдут даже керамические окатыши.
Правда, на такую неровную поверхность не поставишь стакан с чаем, однако декоративный момент подобного решения заслуживает внимания. В каменную россыпь можно поставить цветочные вазоны, предметы малой скульптуры. На ней также хорошо смотрятся сложные композиции из сухих растений, морских звезд и чучел птиц. Размер каменной или керамической фракции (приблизительный диаметр отдельного камешка) может колебаться от 8 до 32 мм - все зависит от ваших целей и эстетического чутья. Если вас не устроит цвет каменно-керамического заполнения подоконника, его всегда можно покрасить. Причем не обязательно в какой-то один цвет. Веселая мозаика с абстрактным рисунком придаст подоконнику оригинальный вид леденцовой витрины кондитерского магазина или морского дна. В конце концов, можно, используя фракцию самого мелкого размера, выложить на подоконнике мозаичный рисунок, который превратит «золушку» в произведение декоративно-прикладного искусства. Чтобы камешки не падали с подоконника, его необходимо снабдить невысоким бордюром. Планка - толщиной 1 см и шириной 6-8 см - крепится к торцу старого подоконника с помощью металлических уголков, которые используются в столярном деле. Впоследствии они будут засыпаны слоем гравия или гальки. Нижняя кромка планки должна целиком скрывать торец старого подоконника, а верхняя - не цепляться за нижнюю грань открытого окна. Длина планки будет целиком зависеть от длины вашего старого подоконника. К ее торцам нужно приклеить или прикрепить уголками две боковушки - для ограничения подоконника по боковым сторонам. Длина этих боковушек зависит от размеров выступающих из стены частей подоконника. Если же захочется изменить внешний вид подоконника, сделать это проще простого. Нужно будет только снять уголки и убрать планку, старый же подоконник останется без каких-либо видимых повреждений. Понятно, что слой мелких камешков (как и ограничительная планка) не должен по высоте перекрывать возможность открывания окна.



Старая краска легко снимается с подоконника шпателем, а для облегчения процесса можно использовать фен. Струя горячего воздуха размягчает краску, делает ее эластичной, не крошащейся под шпателем



Поверхность старого подоконника можно засыпать мраморной крошкой, гранитным гравием, морской галькой



Чтобы гранитная или мраморная крошка не падала с подоконника, его нужно снабдить невысоким бордюром



Планка-бордюр крепится к торцу старого подоконника металлическими уголками, а затем все засыпается камешками

Второй вариант - «умный». Мы предлагаем превратить обычный подоконник в маленький филиал письменного стола. В этой конструкции есть несколько серьезных преимуществ по сравнению с простым вариантом подоконника. Во-первых, значительно увеличивается площадь, на которую попадает свет с улицы, а значит, общая освещенность комнаты тоже станет больше. Во-вторых, занятия за хорошо освещенным столом (а расположенное рядом окно дает этому надежные гарантии) поможет сохранить зрение. В-третьих, большая площадь предоставляет больше возможностей для расстановки разнообразных предметов, в том числе и на той части стола, которая является подоконником. В-четвертых, радиатор водяного отопления не только надежно замаскирован от посторонних глаз, но и постоянно согревает ваши зябнущие ноги в долгие зимние часы работы за столом.
Однако здесь имеется небольшая тонкость. Стол, маскируя радиатор, одновременно препятствует правильной циркуляции горячего воздуха в комнате. Поэтому, чтобы не нарушать естественный процесс конвекции, в столе-подоконнике необходимо высверлить несколько внушительных вентиляционных отверстий вдоль линии расположения радиатора. Горячий воздух не будет застаиваться под столом, и нормальный режим обогрева комнаты сохранится. Самое сложное в осуществлении «умного» варианта - это правильно прочертить сегментную дугу, которая являет собой передний край стола. Ведь радиус у нее очень велик - ни циркуля такого в природе нет, ни центр окружности в комнате не поместится. Однако столяры давно научились решать подобные геометрические задачи.
Для начала по краям панели нужно вбить два гвоздя. Еще один - впереди панели - будет самой выступающей вперед точкой окружности. Естественно, расстояние между центральным гвоздем и крайними должно быть равным. Отрежьте от листа МДФ толщиной 9 мм полоску длиной несколько больше, чем общая длина стола, и шириной 8-10 см. Вставьте ее между гвоздями, как показано на нашей схеме. Изогнутость полоски не будет точно повторять правильную окружность, и потому, ориентируясь на глазок, полоску МДФ изнутри дуги нужно подпереть еще двумя гвоздями, стремясь придать ей правильный изгиб. Абсолютной точности дуги добиваться не стоит - вполне достаточно будет и приблизительной. Полученная дуга обводится по контуру карандашом, а затем выпиливается электролобзиком.
Следующая операция - приклеивание отрезанной полоски МДФ снизу по периметру передней кромки стола. Вначале эту полоску нужно закрепить с одного края струбциной и уголком на саморезах, предварительно промазав соединяющиеся поверхности клеем. Затем изгибаем полосу, упирая внутреннюю грань в остро заточенный брусок для придания изгибу нужного радиуса, и закрепляем изогнутый сегмент следующей струбциной и уголком, после чего переставляем брусок и повторяем эту операцию до тех пор, пока не закрепим полосу струбцинами и уголками по всему периметру кромки столешницы.

Для закругления верхней кромки потребуется фигурная фреза с вогнутыми режущими кромками и ручной фрезерный станочек.
Сверление вентиляционных отверстий производится либо простым перовым сверлом - с двумя режущими кромками, либо специальным сверлом для древесины, которое имеет несколько лезвий. Сверло с несколькими режущими лезвиями дает более чистую кромку отверстия. Диаметр вентиляционных отверстий может варьироваться, хотя 35 мм - вполне оптимальный размер. Отверстия перед покраской необходимо обязательно обработать наждачной бумагой.
Последние операции по изготовлению стола-подоконника - грунтовка и покраска. Приклеивание нового стола к старому подоконнику операция не простая. Поскольку ширина облицовочной панели стола-подоконника составит в общей сложности 70 см, ему обязательно понадобятся подпорки. Их можно сделать самому из сосновых брусков. Их крепление снизу стола осуществляется с помощью мебельных уголков и шурупов. Длина подпорок зависит от высоты вашего стола, что в свою очередь будет обусловлено высотой старого подоконника. Обычный стол имеет 70 см по высоте. Однако можно купить ножки для стола заводского изготовления, имеющие регулируемую высоту. Крепление их снизу к плите МДФ осуществляется с помощью специальных крепежных пластин.
Итак, работа закончена. В квартире заметно посветлело, да и площади прибавилось ощутимо - и для цветочных вазонов, и новенький компьютер можно поставить, и чай приятно пить, глядя в окно на залитую солнцем улицу...



«Умный» вариант замены подоконника - превращение его в маленький филиал рабочего письменного стола



Чтобы стол не нарушал процесс конвекции, в нем нужно высверлить несколько вентиляционных отверстий



1. Радиусное закругление удобнее всего выпиливать с помощью электролобзика.
2. Изгибая полоску МДФ по радиусу кромки стола, нужно подпереть ее изнутри дуги остро заточенным бруском,
3. Вентиляционные отверстия делаются перовым сверлом или специальным сверлом для древесины.



Схема изгибания планки при помощи пяти гвоздей с целью создания дуги лицевой кромки стола-подоконника

Майстер №1-2(21)/2006

Похожие статьи:



Комментариев нет:

Отправить комментарий