Делаем качели своими руками

Автор: Leon, четверг, 3 июня 2010 г.
Разве можно забыть удовольствие, которое получал в детстве, раскачиваясь на качелях? А ведь это была простая доска на двух веревках! Предлагаем вам устроить в своем саду качели, старое доброе развлечение для ребятни. Впрочем, наша конструкция достаточно прочна, чтобы выдержать и вас.
Чтобы построить качели той конструкции, которую мы предлагаем, потребуется многослойная (так называемая «авиационная») фанера толщиной 16-18 мм. Более тонкая фанера дочурку, конечно, выдержит, но вот вас — вряд ли. Из фанеры вы сделаете планки для сидения и спинки, а вместо подлокотников — узорчатые боковинки. Вам понадобится также капроновый трос для подвешивания качелей, шурупы для древесины, дверные стопоры, крючки с длинной резьбой для подвешивания качелей, лак, наждачная бумага и, конечно же, крепкий толстый сук или ветка. И если в вашей дачной мастерской найдется электролобзик, дрель и другие простые инструменты, имеющиеся в каждом хозяйстве, вы легко управитесь с этой работой за один день. Правда, придется еще тщательно зачистить каждую планку наждачной бумагой и несколько раз вскрыть их водостойким лаком для наружных работ. Ведь качели будут висеть на открытом воздухе, и снимать их каждый раз перед дождем, чтобы не расслоилась от влаги фанера, вы не будете.
Итак, чтобы сделать качели, нужно изготовить следующие детали:
- боковушки 2х44x40 см — 2 шт.;
- планки для сидения и для спинки размером 58x8 см — 7 шт.;
- крайние планки (для верха спинки и для передка сидения) 58x10 см - 2 шт.
Кроме того, нужно заготовить:
- дверные резиновые стопоры диаметром 3 см — 4 шт.:
- капроновый трос диаметром 10 мм и длиной 2 м — 4 шт.;
- шурупы для древесины 2,5х30 мм - 36 шт.;
- шурупы-крючки для подвески качелей — 2 шт.;
- металлические кольца для подвески тросов — 2 шт. Вам понадобятся также инструменты:
- несколько гвоздиков-штифтов и масштабная линейка;
- гибкая планка;
-дрель плюс сверла (диаметром 30, 20, 15 и 3 мм) и зенкер;
- стойка для дрели;
- электролобзик;
- шлифовальная бумага (с зернистостью 100/120);
- отвертка (шуруповерт);
- кисть или валик для вскрытия деталей лаком.
На рынке стройматериалов, к сожалению, трудно купить необходимые материалы в том количестве, которое необходимо. Скорее всего, придется покупать больше, чем нужно. И, естественно, изделие получится дороже. Скажем, многослойная фанера толщиной 15 мм продается только листами, размер которых — 1,5 х 2,0 м. Вам же для изготовления качелей фанеры понадобится не больше 1 кв.м. Таким образом, у вас останется неиспользованной 2 кв.м. фанеры. Конечно, многослойная фанера в хозяйстве всегда пригодится...
Другой пример: вместо 36 шурупов для дерева вам придется приобрести пакет с шурупами в количестве 50 шт. — такова расфасовка. Капроновый шнур диаметром 10 мм можно вполне заменить таким же, только меньшего диаметра — 6 мм. Что касается надежности, то такой трос выдерживает нагрузку в пару сотен килограмм, а этого вполне достаточно для того, чтобы качели не оборвались, даже если на них усядутся не только дети, но и родители.
Подготовительный этап работы включает в себя не только приобретение необходимых материалов в нужном количестве, но и изготовление шаблона. Заранее изготовленный шаблон из тонкого картона, выполненный в масштабе 1:1 со всеми вырезами, позволит вам представить конструкцию в соразмерности ее частей и при необходимости скруглить не понравившиеся вам острые углы. Радиусы, которые задают форму сидения и спинки, нужно предварительно нанести на выкройки боковушек. Их можно провести большим циркулем или карандашом, закрепленным па длинном шнуре. Впрочем, можно нарисовать их и просто от руки.
Изящные линии подлокотников легко получить, забив в соответствующих местах картона несколько маленьких гвоздиков-штифтов. Затем, вставив между ними изогнутую полоску гибкого материала (пластиковую линейку или тонкую деревянную планку), аккуратно перенесите линию изгиба на картон шаблона. Однако и эту операцию можно упростить, проведя линию от руки. Точно так же делается шаблон для верхней планки спинки и передней планки сидения — по указанному радиусу или просто от руки.
Узор розеток на боковушках может быть таким, как на чертеже, но вы можете придумать и свой, более интересный или ажурный. Важно, чтобы он не сильно ослаблял прочность подлокотников, ибо именно на них будут держаться планки сидения и спинки. Мы надеемся, что вычертить или нарисовать свой неповторимый рисунок шаблона не составит для вас большого труда. Рисунок готового шаблона аккуратно переносится на заготовки многослойной фанеры. После этого нужно прорезать розетки на боковушках. Вначале вам придется использовать сверла диаметром 15, 30 и
40 мм, высверливая ими все закругления, а затем срезать фанерные перемычки лобзиком. Для сверления древесины, фанеры, ДСП или МДФ лучше пользоваться специальными сверлами. Их называют еще «перовыми». Каждое такое сверло снабжено острым шипом по центру — для точной установки инструмента, а режущие грани образуют 2 основных и 2 подрезающих резца. Такие сверла обеспечивают хороший отвод опилок и отличаются точной геометрией реза. Они предназначены для получения ровных чистых отверстий заданных размеров в мягком дереве и фанерных листах. Перовые сверла выпускаются разного диаметра — от 10 до 50 мм, продаются они как в комплекте, так и поштучно. Скорость сверления древесины не должна быть высокой. После того как вы просверлите отверстия, необходимо при помощи лобзика выпилить все изогнутые элементы деталей. Для крепления планок сидения и спинки в боковушках необходимо просверлить еще и отверстия под шурупы — по два отверстия для каждой планки, включая верхнюю планку спинки и переднюю планку сидения. Лучше скрепить боковушки вместе и сверлить сквозные отверстия одновременно в обеих деталях. Размечая отверстия под шурупы на боковушках, учтите, что межцентровые расстояния должны быть такими же, как и на планках. Поэтому есть смысл размечать их одновременно, используя специальный разметочный циркуль. Отверстия для шурупов в планках должны быть не только сквозными, но и с углублениями, чтобы в них могли спрятаться головки шурупов. Для этой операции удобно использовать специальную стойку для дрели, которая поможет сохранить перпендикулярность оси отверстия к поверхности планок и аккуратно выполнить места под потайные головки шурупов. В торцах боковушек отверстия под шурупы должны соответствовать диаметру резьбы самореза, а отверстия в планках должны быть равны диаметру самореза под шляпкой плюс 0,2-0,5 мм. При вкручивании шуруп должен входить в торец с заметным усилием. Только в этом случае можно быть спокойным относительно прочности крепления спинки и сидения.
Подвеска качелей — дело ответственное. Тут важно все: и способ крепления троса к сидению, и надежность узлов при креплении их к специальным крючкам, и установка крючьев на дереве или на поперечной балке. По краям верхней планки спинки и передней планки сидения сверлятся отверстия диаметром 15 мм. В эти отверстия вы заведете концы капронового троса. А чтобы конец не выскользнул, нужно надеть на него резиновый дверной стопор и завязать шнур узлом, который не сможет пройти в отверстие. Такими же узлами необходимо снабдить концы тросов в местах их крепления наверху.
Узлы, которые предназначены для надежного связывания шнура, характеризуются затягиванием узла при приложении нагрузки. В то же время они легко развязываются при снятии нагрузки. Называются они «морскими». Морских узлов много: «беседочный» и «шкотовый», «удавка», «шлюпочный» и «восьмерка», «кошачьи лапки» и «рыбацкий штык» — всех не перечислить. И каждый предназначен для крепления определенного соединения. Узел, которым мы предлагаем прикрепить сидение качелей к кольцам крючьев-шурупов, называется «восьмеркой». Он, как и все морские узлы, имеет свойство при нагрузке затягиваться тем сильнее, чем больше нагрузка. На рисунке показано, как завязать такой узел: сделать петлю, обвести конец вокруг троса и протянуть его сквозь петлю. Однако вы можете подвесить качели, используя и другой узел, например, «беседочный» или «кошачьи лапки» — они тоже прекрасно подходят для этой цели.
При креплении троса наверху желательно, чтобы к крючьям крепился не сам трос. Сначала на крючки наденьте металлические кольца, а затем к ним прикрепите трос. Это нужно для того, чтобы предотвратить истирание троса о металл. При раскачивании качелей тереться о крючки будет не сам капроновый трос, а металлические кольца. А ведь металл намного прочнее капрона, не так ли?
Подвешивать качели, перекинув тросы через горизонтальную ветку, сук или положенную на две подходящие развилки деревьев поперечную балку, не стоит. Во-первых, каким бы прочным ни был трос, при длительном пользовании он неизбежно перетрется, и вам придется его менять. Хорошо, если такой трос не оборвется неожиданно, и сидение с пассажиром не рухнет на землю. А во-вторых, если вы подвесите качели на толстую ветку живого дерева, как бы тщательно вы ни пытались защитить кору дерева от перетирающего воздействия капронового троса, подкладывая под него пластины плотного пластика, фанеры или металла, ветка так или иначе будет травмирована. Рано или поздно кора протрется, и живая ветка может засохнуть. Потому-то и необходимы крючки-шурупы, на которые вы наденете кольца. Подходящий толстый сук, куда вы планируете повесить качели, должен для надежности иметь не менее 15 см в диаметре и располагаться практически горизонтально. Последнее очень важно. Дело в том, что при раскачивании боковые тросы качелей будут являться как бы естественными радиусами. Если
ветка, которую вы выбрали, не будет горизонтальной, вы будете вынуждены сделать боковые тросы разной длины, что непременно приведет при раскачивании к перекосу сидения в верхних точках. Шурупы-крючки придется вкрутить в горизонтальную ветку или сук. Для того чтобы не травмировать живую ветвь дерева, лучше всего использовать деревянный брус, уложенный на развилки двух соседних деревьев. Просверлите в нем два отверстия под шурупы и вкрутите в них крючки-шурупы с кольцами, на которые вы повесите тросы. Для надежности крючки-шурупы должны иметь достаточно длинную нарезную часть.
Пробная сборка производится после того, как все детали качелей вырезаны. Этот этап работы необходим, чтобы вы смогли проверить взаимную совместимость деталей. Если обнаружатся какие-либо несовпадения, их можно легко устранить. Однако совсем не обязательно при этой операции вкручивать шурупы до самого конца. Закручивание шурупа в одно и то же место несколько раз может привести к разбиванию отверстия, а значит — к ослаблению крепления. Шлифовка и вскрытие лаком всех фанерных частей конструкции — самый трудоемкий и длительный этап работы, однако он совершенно необходим. Особенно вскрытие лаком. Подходящий лак для наружных работ надежно защитит ваше изделие от атмосферной влаги, ветра, жары и перепадов температуры. Но сначала нужно тщательно отшлифовать каждую планку, особенно с лицевой стороны. Делается это с использованием наждачной пли шлифовальной бумаги с зернистостью 100, а затем — 200. Движение при шлифовке производится в направлении, перпендикулярном предыдущей обработке, чтобы удалить микроцарапины от шлиф-бумаги более крупного номера. Затем каждая планка вскрывается лаком. Сделать это нужно как с лицевой ее стороны, так и с тыльной. Ведь надежная защита необходима не только поверхностям, которые будут попадать под дождь, но и тем, на которые вода потом может затечь. Кроме того, древесина, не защищенная лаком, быстро темнеет и теряет нарядный вид.
Вскрытие лаком нужно произвести несколько раз — для надежности. После того, как очередной слой лака высохнет, обязательно пройдитесь по поверхности тонкой наждачной бумагой. Необходимость в этой операции вызвана тем, что на древесине всегда есть микронеровности и древесные волокна, которые после вскрытия лаком поднимаются, и высыхающий лак превращает их в колючки. Шлифовка лака уберет эти микроиголочки, сделав поверхность более гладкой. К тому же лак, растекаясь по поверхности фанеры, будет неизбежно ложиться мягкими волнами и так застывать. Если вы хотите получить идеально ровную и гладкую лакированную поверхность планок, каждую промежуточную шлифовку нужно производить, не просто взяв наждачную бумагу в руки. Мы советуем подобрать ровный брусок дерева, который удобно ложится в ладонь. Обверните его наждачной бумагой, и вы получите замечательно простой и очень удобный подсобный инструмент для шлифовки. Наждачная бумага, натянутая на ровной плоскости и удерживаемая вашей рукой, будет прекрасно выравнивать мягкие волны затвердевшего лака, образуя практически идеальную плоскость. А лак, положенный затем на эту выровненную поверхность, придаст вашему изделию подлинный блеск — как в прямом, так и в переносном смысле. Теперь осталось самое простое: дождаться основательного высыхания лака, собрать качели окончательно и повесить их. И после этого вам не страшен ни день рождения дочурки, ни поиск развлечений для детей друзей, заглянувших в гости, ни самое жаркое лето на свете. Кстати, в этом году метеорологи предсказывают знойное лето — с апреля по октябрь будет жарко, как в Африке!



Общий вид и схема подвески качелей с резными подлокотниками на четырех тросах и двух шурупах-крючьях.



Схемы шаблонов боковых элементов качелей и планок (верхней для спинки и передней для сидения)



1. Нанесение рисунка на боковушки осуществляется при помощи гибкой деревянной планки.
2. Закругления узора сверлят перовыми сверлами. Перемычки срезают электролобзиком.



3. Все изогнутые и закругленные линии выпиливают электролобзиком по изготовленному шаблону.
4. В планках сидения и спинки при помощи стойки для дрели просверливают отверстия под шурупы.



5. В верхней и передней планках сверлят отверстия, в которые заводят тросы с дверными стопорами.
6. Чтобы проверить подгонку всех деталей, необходимо осуществить пробную сборку качелей.
7. Прежде чем окончательно собрать качели, нужно отшлифовать детали и несколько раз вскрыть их лаком.

Майстер №5(14)/2005

Похожие статьи:



2 комментария:

Unknown комментирует...

+

Unknown комментирует...

Если вам действительно нужны качественные и безопасные качели для детей то лутше всего приобрести их у настоящих профессионалов таких как ксил детские площадки arbero ru ,я думаю что не стоит экономить деньги на безопасности своих детей.

Отправить комментарий